ПРОПОВЕДИ
Стяжательство как идолослужение
Кол.3.5,6 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть,
злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение.
За которое гнев Божий придет на сынов противления».
То, что в прочитанном нами отрывке называется любостяжанием, в современном переводе Библии из 6-и случаев в 4-х называется стяжательством, а в 2-х – жадностью. В своей речи мы будем использовать слово «стяжательство». По словарю русского языка Ожегова стяжательство – образ действия стяжателя. Стяжатель – корыстолюбивый, стремящийся к наживе человек.
В нашем отрывке ап. Павел призывает колоссян умерщвлять грех, потому что он является большим препятствием для искания горнего, небесного. Т.к. наш долг состоит в том, чтобы помышлять о небесном образе жизни, то это налагает на нас и другой долг – умерщвлять земные члены наши, т.е. наш человеческий инстинкт. Которые, естественно, склоняют нас к образу жизни этого мира. Умерщвляйте их, т.е. подавляйте порочные наклонности, которые господствовали в вас в вашем прежнем языческом состоянии. Уничтожайте, подавляйте их, как вы делаете с сорняками или вредителями, которые распространяются и губят всё вокруг себя. Апостол перечисляет похоти плоти, какие он обнаружил у колоссян в прошлом, которыми они предавались в своей прежней жизни. Но которые совершенно не совместимы с положением христиан – они есть дети Божьи. В стяжательстве проявляется неумеренная любовь к земным благам и наслаждениям. Она проистекает из чрезмерно высокой оценки их, и побуждает слишком усердно искать их. Препятствует правильно пользоваться и наслаждаться ими и вызывает много волнений, страхов и неумеренной печали о потере их. Стяжательство – это духовное идолослужение, когда благам этого мира оказываются та любовь и то уважение, каких достоин только один Бог. Оно несет в себе гораздо больше опасности и гораздо более раздражает Бога, чем мы обычно представляем себе это. Очень примечателен тот факт, что среди всех описанных в Библии случаев согрешения добродетельных мужей нет ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них был повинен в стяжательстве. И едва ли кто-нибудь из них впадал в этот грех в тот или иной период своей жизни – ибо они Бога любили, а не то, что могут получить на этой земле. Апостол показывает и то, почему так необходимо умерщвлять перечисленные им грехи. Потому что, если мы их не уничтожим, то они уничтожат, убьют нас. Апостол указывает на то, что, в той или иной степени, по своей природе мы являемся сынами противления. Не просто непослушными детьми, но находящимися под властью греха и склонными к непокорности. Поэтому мы являемся чадами гнева Божьего. В Библии в нескольких местах находим, что гнев Божий неминуемо грядет на сынов противления.
Посетитель осматривал обширное имение умершего богатого человека. Восхищаясь роскошью поместья, он спросил сопровождающих: «Не можете ли вы мне сказать, какова цена этого имения?» Он услышал ответ: «Его душа. Собирать богатство, увеличивать свое состояние – такова была цель всей жизни умершего, о душе же своей он не заботился вовсе, на это он не имел времени». Как страшно даже слышать о таком.
После смерти российской императрицы Елизаветы 1 в 1762 году в ее шкафах нашли 15000 платьев. Она каждый вечер трижды переодевалась. Нашла ли она время думать о Боге?
Господь Иисус предостерегает людей, чтобы они берегли себя от стяжательства. Лк.12.15 «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от его имения». Здесь говорится о том, что один из слушателей Господа обращается к Нему с просьбой рассудить его с братом по вопросу их наследства. Господь отказывается вмешиваться в это дело. И говорит ученикам прочитанные нами слова. Он не для того пришел, чтобы делить имения людей. Однако Он пришел для того, чтобы направлять их совесть в этом вопросе. И хотел бы их предостеречь против того порочного принципа, который проявлял себя в других как корень многих зол. Само предостережение: «Смотрите, берегитесь любостяжания». Держите строгий контроль над своим сердцем, чтобы алчность не господствовала в нем и не диктовала свои законы. Аргумент, подкрепляющий это предостережение – наше счастье и душевный покой не зависят от нашего богатства в этом мире. Предметы этого мира не могут удовлетворить потребности нашей души.
Умирающая девочка спросила: «Папа, сколько денег ты израсходовал в течение года на меня?» Ее отец был светский человек, мало думающий о Боге и совершенно поглощенный мирскими делами. Теперь, видя своего единственного ребенка на смертном одре, был в отчаянии. «Ах, дитя мое, не говори мне об этом! Я тратил бы на тебя и сто раз больше, если бы ты только осталась со мной! Но девочка не унималась: «Папа, скажи, мне хочется знать». Отец, наконец, согласился: «Ну, если так, то я скажу тебе приблизительно». И он назвал большую сумму. Через некоторое время послышался слабенький голос: «Папенька! Обещай мне, что после моей смерти ты ежегодно будешь тратить такую же сумму на других детей, которые живут беднее, чем я жила, и которые не имеют такого доброго папы, как мой. Ты это сделаешь, папа?» Отец был поражен словами малютки и твердо обещал исполнить ее желание. Вот так мирской, равнодушный доселе человек совершенно преобразился. Он построил несколько домов для сирот. И сам он стал лучше и счастливее, т.к. стал учеником Иисуса Христа. И всё это благодаря доброй мысли умирающей дочери. Сейте добрые мысли – и вы пожнете добрые плоды.
Ап. Павел в Посланиях к колоссянам и ефесянам заключает, в чем опасность стяжательства: оно есть идолослужение. Как известно, идолом может быть не только изделие, сделанное человеком для поклонения, но и всё, что занимает в нашем сердце место Бога. Крестьянину приснилось, что он построил себе хороший дом, сидел он перед дверью на скамеечке и с гордостью любовался усадьбой. Но вдруг слышит страшный голос из дома: «Пожар! Пожар! Спасайтесь!» Неизмеримый страх объял крестьянина. Он хочет убежать, но не может. Он порывается оторваться, но замечает, что прирос к дому. Он должен сгореть вместе с ним. Он уже видит пылающее пламя, уже слышит треск огня. «Погибаю» – кричит он в ужасе и, весь в поту, просыпается. Как он благодарил Бога, что это был только сон. Но этого сна крестьянин не забыл, поняв, что сердцем своим он действительно прирос к миру и что вместе с миром идет к погибели. Итак, посмотрим, не приросли ли мы к миру. Если да, то пора оторваться от него, иначе мы погибнем.
Еще раз повторим утверждение из Библии: стяжатель есть идолослужитель. Он думает только о наживе, или, по крайней мере, больше о наживе, чем о Боге. В Библии сказано и о том, что думать о Боге, о духовном, могут лишь люди возрожденные, живущие по духу. Рим.8.5 «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном». Контролируя свои мысли, мы можем знать, по плоти или по духу протекает наша жизнь. Плотское – это плотские удовольствия, мирские интересы, мирская слава, чувственные наслаждения. Всё это то, о чем помышляют невозрожденные люди. Живущие по духу помышляют о духовном: о благоволении Божьем, о благополучии души, о вечности. Человек таков, каковы его помышления. В каком направлении движутся наши мысли с наибольшим удовольствием? В каких помышлениях мы находим наибольшее удовлетворение? В чем мы являемся более мудрыми: в мирском или в том, что касается души? Надо исследовать себя, ибо, возможно, необходимо менять направление и цель нашей жизни.
Природа у нас такая, что мы готовы присвоить себе, захватить для себя всё, что можно. А Бог поступает как раз наоборот: отдает нам, нашему неблагодарному миру всё, что имеет. Сын Божий оставил всё, что имел на небесах и пришел на землю как Агнец Божий, чтобы отдать Себя в жертву за нас. Он делит с нами Свое наследство, царство, престол. Рим.8.17 «А если дети, то и сонаследники, наследники Божии, сонаследники же Христу». Небо представляет собой наследство, которое наследуют все истинно верующие. Причем они обретают его не своими достоинствами или заслугами, но исключительно как наследники согласно определению Божьему. Лицезрение Бога, наслаждение общением с Ним составляет их наследство. В настоящее время они проходят стадию обучения и приготовления к вступлению в права наследников. Христос является наследником всего, а истинные верующие наследуют всё, благодаря своему союзу с Ним. Они разделят с Ним и славу Его. 2Тим.2.12 «если терпим, то с Ним и царствовать будем». Если терпим ради Него на этой земле, то с Ним и царствовать будем на небесах. Еф.2.6 «и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». О том, что еще должно исполниться в будущем, говорится как о свершившемся факте. Т.к. мы поистине воскресли благодаря нашему единству с Иисусом Христом, нашим воскресшим Спасителем. Бог вместе с Ним воскресил и всех верующих в Него. Посадив Его одесную Себя на небесах, Он возвысил и прославил и их вместе с Ним и в Нем. Эти слова можно понимать и в другом смысле: грешники пресмыкаются в пыли, а освященные души восседают на небе, высоко над этим миром. Они призваны царствовать с Христом. Мир наш не ценит и даже не видит эту Божью любовь. Ценить и видеть это может только возрожденный человек, кто уже сам стал способным давать, а не только брать. 2Кор.9.7 «»Доброхотно дающего любит Бог» и благословит его. Дети Божьи понимают смысла слов: Деян.20.35 «Блаженнее давать, нежели принимать».
При раскопках города Помпеи была найдена женщина, судорожно прижимавшая к себе во время страшного извержения вулкана Везувия шкатулку с золотыми вещами. Вместо того чтобы бежать из погибающего города, она стала заботиться о том, что было ей всего дороже и что погубило ее. Не делают ли многие из нас ту же ошибку? Мы хотим наследовать Царство Небесное, но не хотим расстаться с земными сокровищами.
Нельзя победить плотское помышление, пока Сын Божий Иисус Христос не просветит наш разум, пока не познали истину. 1Ин.5.20, 21 «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! Храните себя от идолов». Сын Божий пришел в наш мир, и мы видели Его, и мы знаем Его по свидетельствам, уже утвержденным. Он открыл нам истинного Бога, и отверз также наши умы, чтобы мы могли понять это откровение. И мы уверены, что Бог, открывшийся нам – это истинный Бог. Он бесконечно превосходит всех языческих богов по Своей святости, силе и совершенству. Это Бог – сотворивший небеса и землю. Приводит нас к Богу Отцу только Сын. Поскольку мы знаем истинного Бога и пребываем в Нем, то пусть наше познание и любовь к Нему охраняют нас от всего, что может подвигнуть нас на противодействие Ему или состязание с Ним. Мы не можем участвовать вместе с нашими неверующими соседями в идолослужении. Бог наш ревнив, и Он хочет, чтобы мы отделились от них. Мы должны умерщвлять плоть и быть распятыми для мирского образа жизни. Грехи не должны узурпировать престол в нашем сердце, принадлежащий исключительно Богу. Прилепимся к Нему любовью, верой и постоянным послушанием, противостоя всему, что может отчуждать наш ум и наше сердце от Него. Этому живому и истинному Богу слава и владычество во веки веков.
пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твои наставления. Ибо стяжательство может сбить нас с Твоего пути и даже погубить нас. Все мы можем оказаться в его власти. Стяжательство нам нашептывает на ухо, что нам будет лучше, если у нас будет больше денег, больше богатств. Оно порождает недовольство делать всё, что угодно, только бы получить побольше земных благ. Но в Библии нам заповедано уповать на Бога, а не на богатство неверное. Помоги нам быть довольными тем, что Ты даешь нам. Научи нас благодарить Тебя за то, что у нас есть, и щедро делиться этим с другими. Помоги нам разумнее любить Тебя и верить Тебе. Верить в то, что не купит всё золото мира то богатство, что Ты нам бесплатно отдал. Ибо Христос настолько выше всего, что ничему другому не может быть места в нашей жизни. Просим, помоги нам думать, прежде всего, о Твоем деле, как мы можем быть угодны Тебе, а не как получить побольше для себя. Помоги нам благодетельствовать, богатеть добрыми делами, быть щедрыми, любить Иисуса Христа больше земных благ. Обо всем просим во имя Иисуса Христа. Аминь.