ПРОПОВЕДИ
Христос называет нищих духом блаженными.
Мф.5.3 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»
Господь Иисус назвал нищих духом блаженными. Под словосочетанием «нищие духом» Он имеет в виду смиренных, не превозносящихся в самих себе людей. Они осознают свое греховное естество и сожалеют о нем; они не «мудры в глазах своих» и не «разумны перед самими собой» (Ис.5.21). Человек, осознающий себя духовно нищим, не говорит: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а, напротив, говорит о себе: «я несчастен, и жалок и нищ, и слеп и наг» (Отк.3.17).
Пастор однажды молился с верующей старушкой. В конце молитвы он произнес вслух такие слова: «Господи, сохрани меня смиренным»! Старушка толкнула его в бок и сказала: «Не проси Бога сохранить тебя смиренным, а проси сделать тебя смиренным, т.е. смирить тебя. Не говори Богу, что ты как будто уже достиг смирения, и потому просишь лишь о сохранении тебя в нем. Всё, что надо с тобой сделать, это, прежде всего, тебя смирить. Ты, друг мой, как видно, даже гордишься своим смирением». Пастор не обиделся, а считал, что полезна была для него эта короткая проповедь старушки.
Нищета духа достижима с Божьей помощью без особого напряжения сил. Если бы Спаситель сказал: «Блаженны богатые благодатью», это было бы великой истиной, но очень немногие из нас смогли бы ей утешиться. Наш божественный Учитель начинает наше духовное воспитание с самого начала. Если бы Он начал с более высоких истин, то духовные младенцы не продвинулись бы далеко в своем познании. Но, привлеченные невысокой ступенькой, на которой написано «Блаженны нищие духом», тысячи людей получают ободрение и стремление идти небесным путем. Хотя эта заповедь блаженства и стоит внизу, чтобы им могли воспользоваться те, кто находится в самом раннем периоде благодати, оно богато благословениями. Нищие духом так же истинно благословляются, как и кроткие или миротворцы. Нет даже намека на низшую ступень или подчиненное положение. Напротив, самое высокое благословение, используемое в 10-ом стихе как общее для всех семи заповедей блаженства: «их есть Царство Небесное», относится и к этой заповеди. Что еще может быть сказано в дополнение к этому? Нищие духом как бы подняты из грязи и поставлены князьями в Царстве Божьем. Блаженна эта нищета духа, о которой Сам Бог так хорошо говорит! Бог придает важное значение тому, что мир ценит так мало.
Данная заповедь блаженства стоит первой, потому что она является первым опытом, она существенна для последующих черт характера верующего, лежит в основе каждой из них. Эта заповедь – как почва, в которой они единственно могут произрастать. Ни один человек никогда не восплачет перед Богом, пока не станет нищим духом; как и не станет кротким по отношению к другим, пока не выработает в себе достаточно смирения. Не могут алкать и жаждать праведности те, кто высоко ценит собственную праведность. Тем, кто не сознает собственной духовной нужды, очень трудно являть милость к обижающим их. Пока мы не обретем духовной нищеты, Христос не станет драгоценным для нас. Мы должны видеть собственную нужду, прежде чем воспримем всю полноту Его богатства. Гордыня ослепляет глаза, а искреннее смирение их открывает. Без смирения вся красота Иисуса Христа останется навсегда сокрытой от нас.
Гордых Бог проклинает. Причина их проклятия – именно в их гордыне. Из-за нее они не удостаиваются Божьего благоволения. Пс.137.6 «Господь … гордого узнает издали». Скромные сердцем блаженны, и к их молитвам Бог всегда чутко прислушивается. Стоит еще раз отметить, что это первое блаженство, это первое благословение дается скорее за отсутствие, чем наличие в человеке качеств, достойных похвалы. Оно дается не человеку, которого отличают собственные достоинства или собственная праведность; а тому, главное качество которого – он может признать свою ужасающую духовную слабость. Это сделано так, чтобы благодать проявляла себя более отчетливо и была бы истинной благодатью, взирала не на духовную чистоту, а на духовную нищету; не на тех, кто являет милосердие, а на тех, кто в нем нуждается. Взирала на тех, которые вопиют: «Мы не достойны называться сынами Твоими». Они дают Богу возможность являть щедрость Свою, безвозмездно воздавая нам по нашим нуждам. Бог умножает Свою славу для Себя, используя не лучшее, а худшее, что есть в человеке.
Люди благие могут приносить Богу свою праведность; но Он через Библию
объявляет, что «нет праведного ни одного». Набожные люди могут приносить Богу обряды, но Его нисколько не восхищают все их жертвоприношения. Мудрые могут приносить Ему свои мудрствования, но они «есть безумие перед Богом». Когда же нищие духом приходят к Нему, крайне нуждаясь и страдая, Он сразу принимает их. Он благословляет их, и дает им по нуждам их. Как благотворитель ищет бедных и заботится о них, так Спаситель еще более ищет тех, кто в Нем нуждается, через них Он осуществляет Свое божественное предназначение. Пусть каждый нуждающийся грешник пьет воду утешения из этого источника.
Эта первая заповедь блаженства относится к характеристике не внешнего, а внутреннего человека. Она относится к состоянию души, а не к положению тела, к нищим духом, а не к ревностным в обрядах. Коленопреклонения, обряды, жертвоприношения и всё подобное не учитывается. Божье благоволящее око видит только сердце и дух, смирившийся перед Ним. Наименьший в благодати выше наибольшего в плоти. Нищета духа мытаря была лучше, чем полнота внешней праведности фарисея (Притча о фарисее и мытаре, Лк.18.9-14). Самый духовно нищий человек более ценен в очах Божьих, чем наиболее выдающийся из самодостаточных сынов человеческих. Самый маленький алмаз стоит больше, чем самый большой галечный камень. Низшая степень благодати превосходит самые величественные плотские проявления. Если Святой Дух распахнул для тебя дверь в область духовного и невидимого, ты блажен, даже если при этом ты лишь с болью осознаешь собственную духовную нищету.
Из текста нашего эпиграфа можно понять, что описываемый человек осознал факт, он увидел собственную духовную нищету. Факт, который осознал он – это старая истина, ибо человек всегда был нищим духовно. От рождения он был таким. Состояние нищеты оскорбляет нас нравственно и духовно. Для нас позорно быть нищим в святости, истине, вере и любви к Богу. Бедняк может быть достоин уважения, несмотря на жалкое одеяние и скудное питание. Но духовная бедность означает вину, стыд, наказание и грех. Т.о., нищий духом – человек смиренный.
Духовная нищета – общее состояние для всех людей. Осознавать свою духовную нищету – вот то, чем особо одарены призванные и избранные. Всемогущий Бог сотворил нас из ничего. Необходимо такое же всемогущество, чтобы привести нас к пониманию того, что мы – духовно нищие. Мы никогда не будем спасены, если нас не оживит безграничная сила Бога. Удивительно, сколько необходимо усилий, чтобы обнажить суть человека и определить причитающееся ему место. Человек никогда не осознает собственную духовную нищету, если Бог не убедит его в этом. Этот труд благодати, совершается внутри человека. Это – гарантия спасения. Царство Небесное уже принадлежит нищим духом. Самоуверенность и плотские заслуги, сколько бы ложного умиротворения они ни приносили, есть лишь формы лжи, обманывающие душу. Но когда человек сознает, что он – заблудший по сути и жизни своей, он больше не нищ в том, что касается истины. Мы должны о том молиться, чтобы знать о себе самое худшее, чего бы нам ни стоило это знание. Горькие плоды самопознания всегда полезны, особенно если они омыты водой покаяния. Положение, в которое привело душу осознание этой истины, особенно благоприятно для того, чтобы получить любое евангельское благословение. Нищета духа опустошает человека и подготавливает его к насыщению. Такой человек открывает рот, и Бог наполняет его. Он голодный, и Бог питает его доброй пищей. Если мы ощущаем лишь потребность в сокрушенном сердце, а сами его не имеем, чтобы прийти с ним к Иисусу Христу, мы можем прийти к Нему с мольбой о таком сердце. Он – источник совершенства нашего.
Вместо того чтобы презирать нищих духом, мы поступим правильно, поняв, что в них – рассвет духовной жизни, зачаток всякой благодати и свидетельство блаженства. Сам факт нищеты духом ободряет и дает благословение: «их есть Царство Небесное». Это не обещание будущего, а провозглашение настоящего; их не будет, а «их есть Царство Небесное».
Принципы правления в Царстве Небесном таковы, что лишь нищие духом выдержат их. Для них это – легкое иго, от которого они не желают освобождаться. Для них не обременительно воздавать всю славу Богу, отвергнуться себя. Самоотречение и смирение, которые являются главными обязанностями в Царстве, легки лишь для тех, кто нищ духом. Преимущества Царства таковы, что лишь нищие духом способны оценить их по достоинству. Самоправедники ни во что ставят прощение, хотя оно и стоило Искупителю Христу и крови и жизни. Их не заботит возрождение, хотя это величайший труд Духа Святого. Они не придают значения освящению, хотя Сам Бог соделал нас пригодными для того, чтобы быть сопричастниками наследия святых во свете. Как очевидно, благословения Нового Завета предназначены для нищих духом. Владение, предоставляемое этой заповедью блаженства для нищих духом, это – Небесное Царство. Оно далеко превосходит то, что можно иметь здесь на Земле. Безбожный мир может считать нищих духом презренными, но Бог причисляет их к Своим князьям. Только то, что мы нищие духом, показывает, что небеса предназначены для нас. Нищим духом принадлежат вся безопасность, честь и счастье, которыми Бог одаривает род человеческий. Каково же будет их блаженство, когда воссияют они как Солнце, в Царстве Отца своего. И когда в них исполнится обетование их Спасителя и Господина: Отк.3.21 «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его».
Роман рассказывает об утонченной горожанке, вышедшей замуж за сельского врача. Чувствуя превосходство над жителями села, она соответственно ведет себя. Но одно происшествие заставляет ее изменить свое отношение к окружающим. Фермер калечит свою руку, требуется ампутация. Горожанка с замиранием сердца наблюдает, как ее муж, прежде чем приступить к операции, ласково утешает как раненого, так и его жену. Такое отношение побуждает горожанку отказаться от гордого самодовольства. В наших отношениях друг с другом мы тоже можем либо показывать свое превосходство, либо смиренно искать пользы для других. Ап. Павел пишет: Флп.2.4 «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Научимся считать нужды и других людей. Мы имеем отличный пример Иисуса Христа, Который «принял образ раба и отдал Себя за нас» (Флп.2.5-8). Когда гордость попытается опутать наше сердце, пусть жертва Христа явит нам образ чистого, смиренного отношения.
«Он недостаточно амбициозен». Вряд ли кто-то хочет увидеть такие слова в своей характеристике. В деловом мире недостаточно амбициозные люди редко достигают вершины карьеры. Однако у всего этого есть и обратная сторона. Чаще всего амбициозность – следствие гордости и самовозвышения, а не стремления послужить другим. В мире, где честолюбие заставляет людей делать всё, что угодно, ради достижения власти и славы, Бог призывает Свой народ к другому образу жизни. Мы ничего не должны делать по любопрению или по тщеславию (Флп.2.3), не должны руководствоваться греховными инстинктами.
Господь! Просим, помоги нам употребить свое время и силы для смиренного служения ближним и любви к Богу всем сердцем, душой и разумением. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты ищешь тех, которые в Тебе нуждаются. Бл-м, что через них Ты осуществляешь Свое божественное предназначение. Просим, дай нам пить воду утешения из этого источника. Помоги нам знать о себе всё, в т.ч. и самое худшее, чего бы нам ни стоило это знание. Ибо мы сами не в состоянии точно исследовать собственное сердце. Не позволь нам возгордиться и, забывшись, оставить Тебя. Помоги нам во славу Твою потрудиться и больше жизни возлюбить Тебя. Научи нас Тобой жить. Помоги нам в следовании Божьему Слову и воздаянии Тебе всей славы. И угодить одному Тебе. Помоги нам терпением в скорбях и усердием в трудах уподобиться Иисусу Христу. Опустошай нас более и более, и да Христос будет пребывать в нас, и да будет Он для нас воистину всем во всём. Научи считать нужды других людей такими же важными, как наши собственные. Ты употребляешь неприметных людей, несмотря на их немощи и недостатки. Мы в трепете перед Твоей силой. Просим, помоги нам быть верными Тебе. Просим, сделай смиренными всех нас, присутствующих здесь. Аминь.