ПРОПОВЕДИ
Уверовать во Христа означает повиноваться Ему
Втор.10.12 «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его. И служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей».
Женщина поделилась со своей подругой своими впечатлениями о двух начальниках по работе. Одного подчиненные любят, но не боятся. Он для них друг, но не авторитет. Поэтому его руководство не воспринимается всерьез. Другой же пользуется и любовью и уважением работающих под его началом. Бог желает, чтобы Его народ и боялся и любил Его. Наш эпиграф подтверждает это. В нем звучит призыв к послушанию, усиленный аргументами. Моисей излагает его как оратор, взывающий к слушателям: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой?» Узнайте и запомните, чего Он требует. Когда мы получили милость от Бога, то нам следовало бы спросить, что в ответ на нее мы можем сделать для Него. Страх перед Богом и любовь к Нему помогают нам верно и искренне жить в послушании Ему. Мы должны поразмыслить, чего Он требует и увидеть, что Он хочет того, что в высшей степени справедливо и благоразумно само по себе и чрезвычайно выгодно для нас самих.
Конкретизируем требования Бога. Этот стих требует исполнять свой долг перед Ним, имея определенное расположение души и направляя свои чувства. И поступать в своей жизни согласно определенным принципам. Итак, мы должны бояться Господа. Но бояться не рабским, паническим страхом, т.к. это разделяет и удаляет, а мы должны благоговеть перед Его величием и силой, признавать Его власть и бояться Его гнева. Мы должны ходить Его путями, путями, которыми Он повелел нам идти. Образ нашей жизни должен соответствовать Его святой воле. Мы должны любить Его, быть довольны тем, какой Он есть, желать, чтобы Он был нашим, наслаждаться созерцанием Его и общением с Ним. Бойтесь Его как великого Бога, нашего Господа. И любите Его как доброго Бога, нашего Отца. Любовь же делает это послушание не просто долгом, а искренним желанием. Наша любовь проистекает из глубокой благодарности Богу за Его любовь, а не из того, что нам нравится или не нравится. Мы должны служить Ему, подчиняться Его руководству, посвящать себя Его славе и продвижению интересов Его Царства среди людей. Мы должны быть искренни и ревностны в своем служении, служить Ему добровольно и радостно. Посвятив себя служению Ему, мы должны сделать Его явленную волю своим правилом во всем: исполнять всё, что предписывает Он, запрещать всё, что Он запрещает. И при этом твердо верить, что все Его заповеди и постановления даны нам для нашего блага. Помимо награды за послушание, которая будет для нас великим приобретением, в послушании присутствует истинное наслаждение. Мы содействуем нынешнему благополучию, если являемся кроткими, смиренными, справедливыми, щедрыми, терпеливыми и удовлетворенными. Все эти качества делают нашу жизнь блаженной.
Большинство из верующих утверждает, что он – ученик Христа, хотя признают, что порой Его учение ставит нас в тупик. Ведь Христос учит радоваться, если нас преследуют (Мф.5.11,12), подставлять другую щеку (Мф.5.38,39), добровольно давать отбирающим у нас (Мф.4.40-42), любить врагов, благословлять проклинающих и благотворить ненавидящим (Мф.5.43,44). Кажется, вся жизнь должна перевернуться вверх тормашками. Однако со временем мы поймем, что вверх тормашками была наша прежняя жизнь. Мы все родились падшими и грешными. Грех исказил наши представления о жизни, наша первая реакция почти всегда неправильна, а результаты – разрушение. Пытаясь наладить собственную жизнь, мы натворим куда больше бед, чем сделаем добро. Христос поднимает нас из глубин падения и переворачивает нас, как нужно – с головы на ноги. Следуя Его учению, мы поймем, что, обращая другую щеку, мы избегаем ссоры; что давать намного блаженнее, чем принимать; а отвергнуть себя – значит обрести подлинное счастье. Божьи пути – не наши пути (Ис.55.8), и поэтому они не всегда понятны. Но можем не сомневаться: они самые лучшие.
Некое интернет-издание пригласило всех желающих написать мемуары своей жизни в шести словах. Откликнулись тысячи. Шестисловные биографии оказались разнообразными. Здесь были и счастливые: «Любимая жена, чудесные дети, я богат». Были и полные горечи: «Шестьдесят. Всё еще не простил родителей». Представим, какие шесть слов мог бы написать мудрый царь Соломон. Он в молодости, наверное, написал бы: «Я получил от Бога великую мудрость». А в конце жизни ему пришлось бы писать: «Если бы я жил, как учил». В Библии мы находим, что в старости многочисленные жены «склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Богу своему, как сердце Давида, отца его» (3Цар.11.4). Результатом стал Божий гнев. В конце жизни многое имевший и многое потерявший царь Соломон подводит окончательный итог: Еккл.12.13 «Бойся Бога, и заповеди Его соблюдай».
В своем Послании ап. Иаков обращался к последователям Христа: Иак.1.21 «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души». Этот отрывок учит нас, как христиан, отлагать не только более грубые плотские наклонности, но и все пороки плотского сердца, восстанавливающие его против Слова Божьего и путей Божьих. От нас требуется, чтобы мы подготовились к слушанию Слова. Избавились от всякого нечистого чувства и всякого предубеждения и предрассудка, отложили грехи, извращающие суждения и ослепляющие разум. Дается указание, как надо слушать Слово – в кротости. Кроткое сердце не борется с Богом и не сомневается в Нем. Слушая Слово Божье, мы должны принимать его, соглашаться с его требованиями. Мы должны отдаваться ему со всей покорностью, смирением и послушанием. Это и означает принимать его в кротости. Мы должны быть готовы слушать о своих недостатках и воспринимать обличения не только с терпением, но и с благодарностью. И желать измениться по учению Евангелия.
Моисей устал. Его тяготило бремя народа, обвиняющего его во всем, что шло не так. Год за годом он вел их через множество невзгод. Он ходатайствовал за них. А за все усилия получал лишь новые оскорбления. Наконец, в порыве гнева он воскликнул: Чис.20.10 «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Такой вопрос мог показаться нелепым, однако он имел право на существование. Сорок лет назад предыдущее поколение имело ту же жалобу: нет воды. Тогда Бог повелел Моисею ударить по скале жезлом (Исх.17.6). Он повиновался, и из скалы хлынула вода. Когда через много лет возобновился ропот, Моисей поступил так же, как прежде. Но на этот раз удар не требовался. Бог велел лишь сказать скале, а не бить в нее. Поэтому Бог наказал Моисея и Аарона: Чис.20.12 «сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою перед очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Порой мы не уделяем должного внимания Богу. Нам кажется, что Его воля всегда исполняется одинаковым образом. Однако это не так. Порой Он побуждает нас к действию, порой велит говорить, порой – ждать. Поэтому нам всегда следует внимательно слушать, прежде чем делать что-либо. Слушайте и слушайтесь.
Как только мы уверуем во Христа, мы повинуемся Ему. Обетование Его состоит в том, что если мы доверяемся Ему, Он спасет нас. У Него есть Свой путь нашего спасения, и Он поведет нас по нему. Если мы действительно доверяем Ему, то подчинимся Его путям и будем стремиться стать послушными Его повелениям. Есть христиане, которые говорят, что живут в этом мире для Христа, но в действительности им нельзя верить. Если оценивать их по плодам, то кажется, что они живут для какой угодно другой цели, но не для Христа. Они служат Ему с любовью, которая ни холодна, ни горяча, но лишь тепла. Порой они ревностны в служении Господу, а через какое-то время столь же рьяно добиваются мирских ценностей. Кто-то искренне служит Христу. Однако, спустя какое-то время, у него возникает желание служить Христу так, чтобы и его «я» получало удовлетворение от добрых дел. Мы должны довольствоваться участием в добрых делах, не примешивая к этому собственного честолюбия; не унывать, когда служим Христу и не имеем за то никакой награды. Лицемер говорит, что взирает на Христа, но всегда стремится к собственной выгоде.
Сосредоточьтесь на одной-единственной мысли, мысли о драгоценной любви Иисуса Христа. Живите ей и так идите в мир. Вас могут поносить, но будут уважать. Вас могут назвать фанатиком, глупцом, но эти имена, даваемые миром – знаки хвалы и славы христианина. Мир не станет вас осуждать, не опасаясь вас внутренне. Мирские люди чувствуют, что вражда напрасна, когда понимают, что вы – человек веры, с которым нужно ладить. Каждый из вас пусть встанет за Христа, и за Божье Слово – тогда мир поневоле станет уважать вас.
Если бы мы не особо разбирались в Библии, то могли бы решить, что Иосиф, муж Марии – лишь незначительный персонаж. Но в действительности его роль важна. В Евангелии от Матфея мы находим слова: Мф.1.24 «Иосиф поступил, как повелел ему ангел Господень, и принял жену свою». Если бы он не повиновался повелению ангела принять Марию, то с человеческой точки зрения подверг бы угрозе всё дело спасения. А принять забеременевшую невестку было опасным делом. Узнав, что не он является отцом ребенка, общество заклеймило бы его как нарушителя Закона. А теперь мы чтим его подвиг, совершенный для исполнения Божьего замысла. Большинство из нас также внешне не представляет особой ценности в этом мире. Но все мы призваны к повиновению. Кто знает, что может совершить через нас Господь, если только мы с верой покоримся Его воле.
Хороша свиная жизнь. Ни тревог тебе, ни забот. Каждый день валяйся в грязи да хрюкай от удовольствия. А вот блудному сыну из притчи Иисуса Христа (Лк.15. 11-24) свиная жизнь не казалась завидной. До того, как он приобщился к свиному корыту, отец предоставлял ему уютный дом, мягкую постель, любовь, заботу и наследство. Но ему хотелось пожить своей жизнью, вкусить, так сказать, свободы. Вот свобода и привела его к свиньям. Пожалуй, всякий раз, когда ребенок пренебрегает добрыми наставлениями родителей и мудростью Божьего Слова, результаты будут примерно такими же. Грустно смотреть на людей, заявляющих о своей вере, но живущих жизнью, противоположной Божьему учению. Будь то развратные похождения, любого рода зависимости или обычная гордость – всё, что идет вопреки Божьей воле, заканчивается плохо. Отвергнув библейские принципы и разорвав отношения с Богом, мы можем ждать проблем. Спаситель Христос говорит, что через некоторое время блудный сын «пришел в себя» (Лк.15. 17). Не лучше ли не терять разума? Станем жить в повиновении Богу. Иного пути нет, разве что вам нравится свиная жизнь.
Ап. Иоанн в своем первом послании убеждал читателей не только выглядеть настоящими христианами, но и доказать свою подлинность на деле. Доказательством того, что вера реальна, служат не мистические переживания и ощущения, а подчинение Божьей власти и Его Слову. Он пишет: 1Ин.2.5 «Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из этого узнаем, что мы в Нем». Если мы говорим, что преобразились под действием Евангелия, любим и знаем Бога, то должны доказать это на деле подражанием Христу и повиновением Ему.
Некий ученый и изобретатель разработал «поющую чашу», которую и явил миру на международной выставке-состязании. Чаша не нуждалась в электричестве, но требовала особого подхода, который можно назвать так: «сотрудничество». Наблюдая, как посетители выставки пытались заставить чашу петь, можно было заметить, что ни один из них не потрудился прочесть инструкцию. Вместо этого, торопясь извлечь хоть какие-то звуки, они возились с ней так и сяк, и в результате через несколько минут разочарованно уходили, словно чаша была дефектной. А сколько раз мы разочаровывались в жизни, когда она складывалась не так, как, по нашему мнению, следовало бы? Не в том ли причина, что мы пытались строить ее по-своему, а не по Божьему Слову и в повиновении Ему? Нечего ожидать хорошей жизни, если мы игнорируем указания Создателя и Бога. Отказываясь повиноваться, мы отделяем себя от Него. Если жизнь разочаровывает нас, то, скорее всего, это из-за того, что мы отошли от Бога.
Господь! Просим, помоги нам внять вразумлению Твоему, не променять пустое на святую благодать. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты свят и Твои мысли несравненно выше наших. Мы склоняемся перед Тобой и благодарим за спасение в Иисусе Христе. Просим, помоги нам любить Тебя и желать повиноваться Тебе всем сердцем, разумением, всей душой и силой. Благодарим, что сердце наше просветилось светом Твоей истины. И открылось познание праведной и новой жизни. То, что нравилось когда-то, стало глупо и убого. Помоги нам уклоняться от невежественных споров и избегать бесполезных разговоров. Дай нам не променять святую благодать на пустое. Дай нам не послушать плоть, но довериться Тебе. Дай нам осознать, что все дни наши в Твоей руке. Ты вести будешь нас до конца, чтобы затем в Свой дом принять. Помоги нам помнить, что для Тебя дороже всего послушное сердце. Удали от нас мысли, что Ты что-то должен нам за наше поклонение и служение. Даруй нам чистое сердце. Аминь.