Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 18
Сегодня 18-е воскресенье с начала года. В этом воскресенье Катехизис содержит 4 вопроса. Их номера 46, 47, 48 и 49.
Как ты понимаешь слова: восшедшего на небеса?
Разве Христос не с нами до скончания века согласно Его собственному обещанию?
Разве не разделены две природы во Христе, если человеческая природа присутствует не везде, где присутствует природа божественная?
Какую пользу приносит нам вознесение Христово на небеса?
Все вопросы продолжают объяснять положения Апостольского символа веры, а именно: что в нем означают слова: «вознесшегося на небеса»? Катехизис так отвечает на этот вопрос: Я понимаю их так, что Христос на глазах у Своих учеников был вознесен с земли на небо. И даже ныне Он пребывает ради нас там и будет пребывать до тех пор, пока не вернется судить живых и мертвых.
Всё совершенно верно. Христос действительно вознесся на небеса, как описано в Евангелиях от Марка (16: 19-20) и от Луки (24: 50-53). А также в Деяниях Святых Апостолов (1:9-11). Так что не остается никаких сомнений, что Иисус Христос действительно на небе. И что Он действительно является Богом, так как вознестись в присутствии многих свидетелей может только Бог. Ведь в отличие от Воскресения, которого никто не видел, здесь могущество Бога явлено открыто, является несомненным и может быть подтверждено множеством надежных свидетелей. Кроме того, вознесшись Иисус обещал вернуться и установить царство Божие на Земле. Восхождение на небеса надо понимать как четкое доказательство Божественности Иисуса, и соответственно, истинности данных Им обещаний.
На второй вопрос (Разве Христос не с нами до скончания века согласно Его собственному обещанию?) авторы Катехизиса отвечают следующим образом:
Христос – истинный Бог и истинный человек, поэтому, хотя по человеческой природе Он уже не находится на земле, по Своему божеству, величию, благодати и Духу, Он никогда нас не покидает.
Вопрос очень важен. Ведь в самом деле, мы постоянно повторяем, что Бог с нами. Но ведь Иисус Христос вознесся на небо и все это видели. Как же в таком случае он может быть с нами? Здесь дело в том, как Иисус Христос может с нами находиться? Некоторые церкви пошли по достаточно наивному пути. Они представляют дело так, что Христос физически находится в причастии: в хлебе и вине соответственно. Таким образом, когда верующий принимает причастие Иисус Христос физически входит в него и становится его частью. Конечно, такие представления наивны. Не надо забывать, что мы имеем дело с Господом, а он может находиться, где хочет. Поэтому Бог всегда будет с нами, стоит только обратиться к Иисусу Христу.
На третий вопрос (Разве не разделены две природы во Христе, если человеческая природа присутствует не везде, где присутствует природа божественная?) Катехизис отвечает так: Никак, ибо поскольку Его божественная природа вездесуща и не может быть объята, отсюда с необходимостью следует, что она также должна выходить и за пределы воспринятой человеческой природы. Однако она все-таки присутствует в этой природе, оставаясь с нею ипостасно соединенной.
Здесь авторы Катехизиса объясняют сочетание в Иисусе человеческой и божественной природ. Тема эта сложнейшая. Учение об ипостасном соединении, т.е. о природе Иисуса Христа формировалось очень долго, на протяжении столетий и было окончательно сформулировано в 451 г. на Халкидонском Соборе. Ведь Иисус родился как человек, жил на Земле, как человек, страдал и умер как человек, воскрес, как человек. Но в то же время он был Богом. Как же так, где в нем кончается Бог и начинается человек? И можно ли их разделить? Одни церкви придерживались концепции о смешении обеих природ у Христа, другие признавали Его полностью Богом, не находя в Нем ничего человеческого, третьи считали Христа человеком осененным Святым Духом. Халкидонский Собор подвел итог всем этим спорам. Он определил Иисуса Христа, как в равной степени Бога и человека. При чем обе природы существуют неслитно, но и непревращенно, неразделимо. Собственно определение собора опровергает мнение о реальном присутствии Иисуса Христа в причастии. Ведь понятно, что присутствовать там может только Его земное тело. Впоследствии в католической и православной церквях стала проводиться концепция о соучастии обоих природ, то есть все действия Иисуса Христа в равной степени могут быть приписаны, как Богу, так и человеку. Что, конечно же, противоречит Халкидонскому Собору. Главным недостатком этой концепции является то, что бесконечное (т.е. Божественное) порождает конечное (человеческое) и наоборот. Наша Церковь строго придерживается определения Халкидона. Кроме того, сочетание двух природ в Иисусе Христе хорошо объясняет его постоянное пребывание с нами. Ведь Божественная природа может присутствовать где хочет и никаких преград для нее нет.
На четвертый вопрос (Какую пользу приносит нам вознесение Христово на небеса?) авторы Катехизиса отвечают следующим образом: Во-первых, Он ходатайствует за нас на небе перед Отцом. Во-вторых, наша плоть присутствует на небесах, и этим надежным залогом мы убеждаемся в том, что Тот, Кто является нашим Главой, в будущем непременно возьмет нас к Себе как членов Своего тела. В третьих, в качестве ответного залога Он посылает нам Свой Дух, действием Которого мы ищем не земного, а горнего, где и Сам Он восседает одесную Отца.
Вознесшись на небеса, Иисус стал ходатаем за всех верующих в Него, то есть нас, перед Богом-отцом. Находясь в единстве со Христом, мы всегда можем просить Бога о чем угодно. Одной из надежд Христианина является последующее воскресение. Пребывание Иисуса Христа одесную у Бога в человеческой плоти является залогом, что и мы после суда можем быть взяты на небо. И главное, как и обещал Господь перед вознесением, он нам постоянно посылает Святого Духа, который заставляет нас быть лучше, пробуждает к духовному возрождению. Именно в этом польза для христиан от вознесения на небо Иисуса Христа.
Александр Макеев