ПРОПОВЕДИ
Молитва веры
Мк.11.24 «всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и дано будет вам».
Событие, о котором мы вспомним сегодня, началось в следующий день после торжественного въезда Христа в Иерусалим, т.е. после Вербного воскресения. Это был понедельник страстной недели. Воскресенье вечером Господь с учениками удалился из Иерусалима в Вифанию, где был дом Его друзей, где Он располагал удобным местом для отдыха. Но в Иерусалиме Господа ждал труд, поэтому Он утром вернулся в город. Мы читаем, что «Он взалкал» (ст.12). Это является одним из многих доказательств того, что Господь Иисус действительно был человеком. Его тело было устроено так же, как и наше, только в Нем не было греховных инстинктов. Господь радовался и огорчался, терпел боль, испытывал жажду и голод, уставал и нуждался в отдыхе. Об этом мы говорим из-за того, что за два тысячелетия существования христианства много было таких людей, которые отрицали человеческую природу Христа. В том, что Господь Иисус имел человеческую природу, мы также должны видеть сострадание Его к Своему народу, находящемуся на Земле. Господь Сам прошел через все невзгоды, которые постигают верующих. Он сочувствует нашим немощам, потому что Он знает, что такое человеческое тело и в чем оно нуждается. Господь перенес все лишения, которым только может быть подвержен человек. Когда мы говорим Ему о своих страданиях, Он прекрасно нас понимает, и Ему не чуждо наше горе. Именно в таком Спасителе и нуждаемся мы, страдающие люди.
История с проклятием Господом смоковницы свидетельствует нам о том, что религиозный формализм и отсутствие духовных плодов крайне опасно. Этому учит нас и то, как Господь обошелся с бесплодной смоковницей. Мы читаем, что, подойдя к смоковнице и не найдя на ней плодов, Он проклял ее со словами: ст.14 «отныне да не вкушает никто от тебя плодов вовек». На следующее утро они увидели, ст.20 «что смоковница засохла до корня». Эта история является отражением духовной реальности. Это еще одна, наполненная глубоким смыслом притча нашего Господа, только рассказанная не словами, а действиями.
В этой истории есть факты, которые вызывают у многих вопросы.
1. Одни находят странным то, что Господь проклял дерево. Они говорят, что «смерть безобидного и невинного творения была абсолютно ненужной». Такое действие, по их мнению, противоречит духу одного из Божьих повелений: Втор. 20.19 «Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей». Но они забывают, что проклятие смоковницы – это не демонстрация силы, а символическое действие, призванное преподать важный духовный урок. Урок настолько важный, что ради него можно было уничтожить дерево. Если с этим не согласиться, то тогда нельзя принимать и все жертвоприношения, установленные в законе Моисея. По этому закону каждый день в жертву приносилось невинное и безобидное создание (животное, птица). Но то, что людям ежедневно напоминалось о необходимости жертвы за грех, оправдывало убиение жертв. Также оправдано и уничтожение смоковницы.
2. Других смущают слова ап. Марка: ст.13 «ибо еще не время было собирания смокв». Почему Господь искал плоды на дереве не в сезон? Можно привести несколько объяснений. Самое простое из них заключается в следующем: время собирания смокв действительно еще не пришло, но Господь подошел к дереву, которое, в отличие от других смоковниц, было покрыто листьями: ст.13 «и увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней». Это дало Господу право предположить, что на ней могут быть и плоды. Приведем факт из духовной сферы. Во время земного служения Христа иудейская церковь была в таком же состоянии, как и эта смоковница. Время собирания смокв еще не пришло, т.е. все окружающие народы были по-прежнему во тьме и не могли приносить плод во славу Божию. Но среди всех народов выделялся один «покрытый листьями» – иудейский народ. Обладавший привилегиями и знанием Слова Божьего народ, а также откровениями Бога и заявлявший о своей вере в единого и истинного Бога. К такому дереву, покрытому листьями, и пришел Господь Иисус, рассчитывая найти плод, соответствующий внешнему исповеданию иудеев. Но вместо плодов Он обнаружил неверность и неверие. Бесплодному дереву (иудеям) был вынесен приговор: римляне вскоре разрушат Иерусалим, а иудеи будут рассеяны по лицу Земли.
Кому Христос хотел преподать урок? Прежде всего, иудейской церкви, которая была густо покрыта листьями религиозного формализма и начисто лишена плодов Святого Духа. Церковь находилась в опасности, но ее духовная слепота не позволяла ей разглядеть это. Притча эта касается также всех церквей Христовых всех времен. Поступок Христа показывает, что Он ожидает возникновение и таких церквей, которые исповедуют христианство, не заботясь о здравом учении и святой жизни. Притча относится и ко всем отдельным христианам, которые лицемерят и ведут мирской образ жизни. Пусть эта притча научит каждого из нас, что членство в церкви, участие в Святом Причастии, крещение и исполнение церковных обрядов не могут спасти душу. Сами по себе они всего лишь листья. Эти листья также как и смоковные листья, которыми прикрылись Адам и Ева, не могут скрыть нечистоту души от глаз всевидящего Бога. Или позволить человеку смело предстать перед Богом в день последнего суда. Если не будет духовного плода, человек будет проклят на веки. Плод должен быть и в сердце и в жизни, в т.ч. плод покаяния перед Богом, плод веры в Господа Иисуса Христа и плод святой жизни. Исповедание христианства без этих плодов ведет в ад.
Ст.19 «Когда же стало поздно, Он вышел вон из города». Господь с учениками отправился в Вифанию. Вероятно, было уже темно, и увидеть дерево было уже невозможно. Но на следующее утро, проходя мимо, ученики увидели, что засохла смоковница. И это произвело на них большое впечатление. Господь, отвечая им, говорит о значении веры и о необходимости иметь дух прощения.
Господь сказал, что вера может сделать человека способным совершать такие дела и преодолевать такие трудности, которые можно сравнить с горой, поднятой и ввергнутой в море. Приведем Его слова: Ст.23 «Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, то сбудется по словам его, будет ему, что ни скажет». (В современном переводе Нового Завета и в венгерском переводе Библии написано: «Имейте веру в Бога»). Очевидно, что поднять гору и ввергнуть ее в море – образное выражение. Его также использует ап. Павел в стихе 1Кор.13.2 «и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять». Поэтому не стоит делать вывод из слов Христа, что вера позволит получить всё, что только придет нам на ум, даже если это кажется полезным для души. Христос не обещал, что избавит нас чудесным образом из любой затруднительной ситуации и беды, стоит нам только помолиться об этом в молитве. То, о чем мы молимся, должно соответствовать нашему призванию и тому положению, в котором мы находимся. Напр., Моисей во главе двенадцати колен израилевых; пророк Илия на горе Кармил, ап. Павел в тюрьме в Филиппах могли рассчитывать на особое божественное вмешательство в ответ на свои молитвы. К тому же мы не можем предписывать Богу, когда и как Он должен для нас «переставлять горы».
Господь призывает молиться с верой. Ст.24 «всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам». Это обещание требует уточнения, его нельзя воспринимать буквально. Христианин должен знать, о чем просить, должен просить о том, что не греховно и что не противоречит воле Божьей. Если наша просьба соответствует этим требованиям, мы можем быть уверены, что Господь ответит на нее. Тот, Кто имеет власть дать это, говорит: «и будет вам», т.е. говорю вам, что будет вам. Ап. Иаков сказал так: Иак.1.6 «но да просит с верою, нимало не сомневаясь». Вера, о которой говорится в этом отрывке, это не та вера, которая необходима для оправдания. Конечно, любая вера – это, прежде всего, доверие. Но у веры есть свой объект, да и действует она по-разному. Спасающая вера – это та вера, посредством которой человек полагается на Христа и получает мир с Богом. Главным объектом этой веры является искупление, которое Господь Иисус совершил на Кресте. Вера же, о которой говорится в ст.24, представляет собой скорее уверенность в силе, мудрости и благости Бога по отношению к верующему. Объектами этой веры являются обещания, слова и характер Бога, открытые Христом. Если у кого есть желание возрастать в благодати и познании Господа Иисуса, если кто хочет, чтобы его вера умножалась, и чтобы внутренний человек достиг полного возраста Христова, тогда пусть не перестанет молиться о вере. Вера – краеугольный камень христианства. Недостаток веры будет пагубно влиять на нашу душу. Мир, радость, надежда, желание служить Христу и свидетельствовать о Нем, терпение в испытаниях и утешение в молитве будут в нашем сердце по мере веры. Блаженны те, которые знают, что значит доверять Богу, ходить верой, а не видением.
Далее Господь Иисус призывает Своих учеников, а, следовательно и нас, иметь дух прощения. Наша молитва не будет услышана, если она исходит из сердца, которое не хочет простить. Ст.25 «когда стоите в молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши». Правило стоять во время молитвы было распространено среди иудеев. Поэтому они называли свои молитвы стоянием. Но первые христиане обычно принимали во время молитвы более смиренную и почтительную позу – коленопреклонную. Мы не имеем права просить у Бога милости, если сами не хотим проявить милость к своим ближним. Безвозмездное Божье прощание грехов – самое драгоценное из всего, чем человек может обладать в этом мире. Оно будет единственной причиной, по которой мы можем войти в жизнь вечную. Не будем терять эту драгоценность – будем прощать, чтобы мы были подготовлены для получения прощения.
Некий проповедник пишет: «Когда я был еще ребенком, часто недоумевал, как Бог может слушать одновременно столько молитв и слышать их все до единой. Сейчас такие вопросы меня не беспокоят, потому что я знаю, что Он всеведущ и вездесущ, т.е. всё знает и есть везде. Я знаю, что мудрость и сила Его выше нашего понимания». Нам не нужно стоять в очереди, чтобы обратиться к Богу, не нужно брать приемных дней и ждать хорошего настроения у Бога. В любое время и в любом месте мы можем вознести свой голос к Господу с полной уверенностью, что Он нас услышит. Он принимает и воспринимает наши прошения как просьбы Своих детей. Читаем стих из псалма Пс.33.16 «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их». Господь смотрит на праведников с одобрением и нежной заботой. Они дороги Ему. Он смотрит на каждого из них так внимательно и заботливо, как если бы тот был единственным в мире. Как очи Господа, так и уши Его обращены к праведникам. Даже если все отвернутся от них, Господь не забудет о них никогда. Он слышит их вопль сразу же, как мать слышит крик своего ребенка. Нет никакого ораторского или чарующего искусства в вопле, в то же время уши Бога открыты к нему. Уши Его ловят каждый звук их печали и взываний, и помощь Его не замедлит. Народ Божий состоит из молящихся людей. Они вопиют в молитвах, что говорит об их великой настойчивости. А Бог просит поделиться с тем, что тебя волнует. Ему приятно слышать наши голоса. В Библии сказано: Прит.15.8 «Молитва праведных благоугодна Ему». Бог настолько ненавидит нечестивцев, чье сердце злобное, что даже их жертвы – мерзость перед Ним. Нечестивцы тоже приносят Богу жертвы, чтобы заглушить голос совести и поддержать свою репутацию в этом мире. Но Бог любит благочестивых людей, и их молитва благоугодна Ему. Он не только отвечает на эти молитвы, что Ему угодно, когда они обращаются к Нему. И Он наслаждается, когда делает для них добро.
Господь! Просим, умножь нашу веру, чтобы мы были уверены, что получим добрый ответ на свои молитвы. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя, что доступ к Твоему престолу открыт для нас Иисусом Христом. Мы знаем, что Ты не отвергнешь нас. Благодарим за уверенность в Твоем внимании и заботе. Просим, помоги нам начинать день с молитвой, закончить благодарением, а в нужде преклонять колени. Дай нам чувствовать Твое присутствие и всегда знать, что Ты рядом. В нашем смятении, тревоге и страхе научи нас полагаться на Тебя, чтобы мы смогли твердо стоять в Твоем могуществе. И чтобы мы не зависели от собственных сил. Мы знаем, что Ты благ, независимо от того, посылаешь Ты больше или меньше, чем мы просили. Помоги нам принимать всё, что исходит из Твоей руки. Мы приносим к Тебе не только свое прошение, но и сердце. Помоги нам покориться Твоей воле, укрепи нашу душу и соверши Твое дело. Помоги отворить Тебе свое сердце, укротить перед Тобой свою плоть. И слова от души говорить. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.