ПРОПОВЕДИ
Взойдет Солнце правды и исцеление в лучах его. (Адвент 2)
Мал.4.2 «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах его».
На протяжении многих веков Израиль ожидал прихода Мессии и мессианского века. И вот, наконец, Мессия явился. Бог еще в Эдемском саду сказал змею о победе потомков женщины: Быт.3.15 «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Т.к. после грехопадения Адам и Ева подтвердили свою вину собственным исповеданием и не могли предложить ничего существенного, чтобы приостановить решение Судьи, то Бог немедленно выносит приговор. В стихах Быт.3.14,15 Он выносит приговор змею, от которого исходил грех. Некоторые считают, что положение падших ангелов объявлено было отчаянным и безнадежным после того, когда они соблазнили человека к непокорству. Приговор, вынесенный искусителю, можно рассматривать как молнию, поразившую змея. Использованное сатаной животное, которое (как и все остальные) Бог сотворил для служения человеку, теперь было приговорено причинять ему вред. В этих стихах приводится милостивое обетование о Христе как об освободителе падшего человека от власти сатаны. Хотя произнесенные слова адресовались змею, в то же время при этом присутствовали наши первые родители Адам и Ева. Несомненно, они обратили внимание на присутствующее в них обетование о благодати. И увидели открытую для них дверь надежды, в противном случае Божий приговор сразил бы их. Это был рассвет евангельского дня. Как только была нанесена человеку сатаной рана, так сразу Бог предоставил средство для исцеления этой раны. Относительно Христа обращается внимание на следующие три момента: (1) Его воплощение – Он будет семенем жены (не мужа). Т.к. именно ее обманул сатана и обвинил Адам. (2) Слова, что сатана будет «жалить Его в пяту», указывают на страдания и смерть Христа. Т.е. сатана будет поражать Его человеческую природу. (3)Слова Бога означают также победу Христа над сатаной в связи с выше сказанным. Сейчас сатана опозорил и оскорбил женщину. Но при наступлении полноты времени восстанет семя жены, которое отомстит за ее поругание. «Оно будет поражать тебя в голову». Т.е. разрушит заговоры сатаны, его царство и влияние, и лишит его власти. Своей смертью Христос нанес непоправимый удар царству сатаны – удар в его голову.
До того момента, когда Бог говорил через пророка Малахию о восходе Солнца правды, несущего в своих руках исцеление, обет за обетом, пророчество за пророчеством содержали в себе уверение Бога в том, что наступит день прихода Мессии и Спасителя мира. И вот Он пришел. Будущий ап. Андрей говорит своему брату Симону (будущему ап. Петру): Ин.1.41 «Мы нашли Мессию». Читаем еще стих из этой же главы: Ин.1.45 «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки». Веки ожидания закончились, говорит автор Послания к евреям. Мессия пришел, и всё, что когда-либо обещал Господь, либо осуществилось, либо осуществляется, либо готово осуществиться, исполнившись в Нем.
Даже по прошествии столь долгого времени мы слышим дрожь в голосе первых христиан. Какую Благую весть они получили! Они обрели ключ к смыслу и цели жизни. Обетования, пророчества и предвидения Ветхого Завета оказались реальными. В прошлом Господь Бог говорил в форме обетований, но теперь, в конце этих дней, Он говорил на совершенно ином, более высоком уровне: в форме исполнения, в форме действительных событий, в лице Мессии, в прошлом обетованного, а ныне реально явившегося.
Какие потрясающие откровения дал Бог отцу и родоначальнику еврейской нации Аврааму. Основополагающий принцип отношений Бога и человека – оправдание верой – сегодня имеет для нас такое же значение, как и в то время, когда Бог впервые научил ему Авраама. Быт.15.6 «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Авраам поверил в истинность обетования, которое в то время дал ему Бог. Вспомним, как ап. Павел возвеличивает веру Авраама: Рим.4. 19-21 «Не изнемогши в вере, он … не поколебался в обетовании Божьем неверием». Некоторые считают, что вера Авраама основывалась не только на Господних обетованиях, но и на обетовании о Мессии – Иисусе Христе. На это указывают и слова Господа Иисуса: Ин.8.56 «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался». Но многого Бог и не сказал Аврааму, открыв лишь столетия спустя через Моисея. Но и Моисею Бог не сообщил всего, потому что и после Моисея были пророки, которые не ограничивались повторением или толкованием уже сказанного Моисеем. Через последующих пророков Бог открыл, что некоторым нормам, утвержденным через Моисея, с самого начала надлежало быть лишь временными нормами.
Т.о., в прошлом откровение Божье было постепенным и возрастающим. Но во Христе оно окончательно и полно. В Аврааме Бог показал, что готов оправдать любого, кто поверит Богу. Но оставалось неведомым, как может Бог, будучи справедливым и праведным, провозгласить, что грешники праведны перед Ним, и приняты Им. Во Христе Иисусе и в Его смерти, очищающей от греха, эта столь долго сохранявшаяся тайна ныне полностью открыта. Рим.3.25-26 «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время. Да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». В предыдущем стихе апостол сказал, что мы оправданы «искуплением во Христе». Именно это искупление он теперь и объясняет подробнее, поскольку Он снисходил к грехам, совершенным «прежде, во время долготерпения Божия». Слово «предложил» указывает на намерение Бога сделать что-то, видимое для всех. Бог не только отдал, но и представил перед глазами всех людей Своего Сына как жертву примирения. «Через веру», т.е. лишь через веру мы становимся сопричастниками этой благодати. «В Крови Его», т.е. посредством Его собственной Крови. Этот Первосвященник Сам был жертвой. В стихе Евр.9.12 отмечается: «Со Своею Кровью Он однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление». При слове «Кровь» нам следует думать обо всех страданиях Христа, представить себе Его всё великое жертвенное служение и думать, прежде всего, о Его крестной смерти. «Для показания праведности Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия». В греческом тексте буквально написано: «Для доказательства Своей праведности в снисхождении к грехам, совершенным прежде при Божьем терпении». Т.е. Бог праведен и одновременно Он оправдывает верующего. Следовательно, здесь праведность Божия – это Его праведность Судьи, Его справедливость. Когда Он милует грешников, это соответствует Его божественной справедливости, и Закону. «Да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». Здесь сказано не о простой снисходительности, а о полной благодати. О том, что Бог делает праведным верующего в Иисуса. Если бы Бог не установил совершенно законного удовлетворения за все наши грехи, Он не смог бы оправдать грешника и в то же время Сам остаться совершенно праведным. Праведность требовала, чтобы грешник был наказан, а не был оправдан. Но если наши грехи искуплены Кровью Христа, их не следует возлагать на нас, поскольку Бог справедлив и не отвергает того выкупа, который Он Сам установил за наши грехи. Следовательно, в Христовом примирении в сияющем свете предстает справедливость Бога в помиловании и оправдании грешника.
В качестве еще одного примера рассмотрим Закон Моисея. Через него Бог указал нам на нормы поведения, предписанные человеку. Но Моисей не объяснил нам, как такие грешные люди, как мы, можем соблюсти Закон и соответствовать его требованиям. Это объяснил Христос. Читаем слова ап. Павла: Рим.8.2-4 «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех. И осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Под «законом духа жизни» следует понимать закон веры, благодати, а под «законом греха и смерти» подразумевается тот закон, который осуждает нас к греху и к смерти. Итак, причина того, почему нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе, заключается в том, что они освобождены от закона греха и смерти, притом посредством другого закона, а именно, закона Духа жизни во Христе Иисусе. Христос – это последнее слово Бога, обращенное к человеку. После Него Богу более нечего сказать и не нужно говорить.
Сопереживание Бога к человеку проявилось в учреждении священства. Еще больше о замыслах Бога мы узнали через судейство. Он воздвигал судей, чтобы они освобождали и спасали народ. Но порой священники и правители были слабовольны и нерешительны. Цари нередко оказывались непокорными Богу и тиранами по отношению к людям. Правители и освободители никогда не были совершенно свободны от рабства греха. А жертвоприношения и обряды не могли привести к духовному очищению, которое внешне символизировали. Но каждая из этих форм откровения указывала на Христа. То, о чем они говорили неполно и неясно, Христос выражает исчерпывающе и ясно. Он – идеальный Священник и Царь, потому что был совершенно покорным Слугой и безгрешным Спасителем, и необходимой, действенной жертвой.
Пророки представляли собой хорошо известную в Израиле группу людей. Они занимали высокое положение. Читаем из Библии: 2Пет.1.21 Пророчества «изрекали … святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым». Кто-то из них был более прославлен, кто-то – менее. Но, независимо от степени величия их можно было подвести под одну категорию: пророки. Мы не найдем в этой группе Иисуса Христа. Он принадлежит к особой, своей собственной категории. Пророки являлись Богом вдохновленными людьми, но даже величайшие из них были просто людьми. Иисус Христос – более чем человек. Он – Сын Божий, чья природа тождественна природе Бога Отца. Это не просто говорящий от имени Бога, это Сам Бог.
Убедившись, что Иисус воскрес из мертвых, ап. Фома воскликнул: Ин.20.28 «Господь мой и Бог мой». Господь не отказался от почестей и не упрекнул Фому за то, что тот назвал Его Богом. Если бы Ему не было угодно, чтобы ученики по достоинству славили Его, то это был бы самый подходящий случай, чтобы сказать им об этом. Апостолы понимали уникальность природы Иисуса Христа. И даже враги понимали, на что указывают все Его слова. Когда Иисус назвал Бога Своим Отцом, они стали еще более искать убить Его (Ин.5.18), потому что понимали, что Он делает Себя равным Богу. Кто есть Иисус Христос? Его последователи признали в Нем Сына Божьего. Его гонители также отдавали себе отчет в Его притязаниях на божественную природу. Первые относились к Нему с любовью и почтением, вторые – со злобой и неверием. К Нему нельзя быть безразличным.
Название страны Индонезия образовано из двух греческих слов, которые вместе означают «острова». Едва ли можно подобрать более подходящее название, потому что Индонезия состоит из более чем 17500 островов, разбросанных на площади около 2 000 000км/кв. В Библии люди часто носили имена, которые в известной степени отражали их характер. Но вряд ли кто носил имя, более соответствующее своему предназначению, чем наш Спаситель. Сообщая Иосифу о том, что скоро у Марии родится Сын, ангел сказал: Мф.1.21 «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Имя Иисус означает «Господь спасает» и указывает как на то, кем является Христос, так и на то, для чего Он пришел на нашу Землю. Он был также назван Эммануил, что значит «с нами Бог». Имя Господа Иисуса содержит в себе вечную надежду, поэтому оно так дорого для всех, кто обрел в Нем спасение и жизнь.
Господь! Просим, дай нам исцеление тяжких ран и язв души больной, будь нашим Спасителем. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что поступаешь с нами не по грехам нашим. Мы в вечном долгу за Твою любовь и милость, явленные на Кресте Иисусом Христом, где было куплено наше спасение. Благодарим, что в Нем имеем утешение среди борьбы земной. Благодарим, что в Нем Ты даешь нам дары благодати без наших заслуг. Дай нам осознать, что мы грешники, что нам нужен Спаситель Христос. И нам это надо лишь верой принять. Дай нам понять, что Он – единственный путь на небеса и нет иного. В Нем любви и жизни полнота. Благодарим, что нам подарил Свою особую благодать от вечности, нас по образу и подобию Своему сотворил. Но и за то еще мы с хвалением припадем к Тебе в простоте, что мы новым творением стали в Иисусе Христе. Наше сердце полно хвалы за всё, что Ты сделал для нас. Ты изменил смысл и цель нашей жизни, потому что отдал за нас Своего Сына. Благодарим Тебя. Аминь.