ПРОПОВЕДИ
Перемены в жизни людей.
2Кор.4.16 «Поэтому мы не унываем. Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».
В этом месте послания ап. Павел говорит о мужестве и терпении коринфян в их страданиях. Говорит также о том, что сохраняло их от отчаяния и уныния в этих страданиях. Каковы бы ни были страдания и бедствия в жизни добрых людей, они имеют достаточно причин для того, чтобы не унывать. Коринфян удерживала от уныния мысль о той пользе, какую их душа получала благодаря страданиям тела: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Этот стих также подтверждает, что у каждого из нас есть внешний и внутренний человек, душа и тело. Внешний человек тлеет и это неизбежно, т.к. он сотворен смертным. Но наше счастье, что разрушение внешнего человека способствует у верующих обновлению внутреннего. Внешние скорби приносят пользу внутреннему человеку, если в слабом человеческом теле живет сильный дух. Даже лучшие из людей нуждаются в постоянном обновлении внутреннего человека. Там, где начато доброе дело, необходимо приложить еще больше труда, чтобы оно продвигалось вперед. Как пороки нечестивых людей с каждым днем становятся хуже, так добродетели благочестивого человека с каждым днем становятся прекраснее. Апостол говорит: «Нет причины отчаиваться или уставать под тяжестью креста. Ведь исход этого дела успешен». Он здесь исправляет ложное представление коринфян: они тем больше ценили человека, чем дальше он был от Креста Христова (меньше страдал).
Кафедральный собор Нотр Дам в Париже – впечатляющее здание. Архитектура его завораживает, а от мозаичных окон и изумительных деталей интерьера захватывает дух. Но после нескольких столетий, после разрушительного пожара, ему понадобилась реконструкция. Поэтому люди, которые любят этот собор, приходят на помощь. На восстановление собора было собрано более миллиарда долларов. Для многих этот древний собор является символом надежды. То, что справедливо для зданий, относится и к людям. Наше тело изнашивается со временем. Ап. Павел приводит хорошую новость: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний, со дня на день обновляется». Хотя мы постепенно теряем красоту юности, наше внутреннее ядро – духовная сущность может постоянно обновляться и расти. Если мы ревностно стараемся быть угодными Богу, позволяя Святому Духу наполнять и изменять нас, наш духовный рост не остановится, как бы ни выглядело наше «здание» снаружи.
Петя вырос в большом городе. В 10 лет он уже был вовлечен в преступную деятельность. Позже он говорил так: «Если все вокруг торгуют наркотиками, грабят и мошенничают, ты тоже будешь это делать». Когда ему исполнилось 20 лет, ему приснился сон, который всё изменил. Он услышал, как Бог сказал ему: «Петя, ты сядешь в тюрьму за убийство». Этот сон послужил ему предупреждением, после которого он обратился к Богу, принял Христа своим Спасителем. Святой Дух преобразил его жизнь. Если мы оставляем греховное прошлое и идем за Богом, то, подобно Пете, следуем призыву ап. Павла принять новый образ жизни. Он призывает: Еф.4.21-24 «В Нем научились … отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего. И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». «В Нем научились», т.е. посредством внутреннего наставления Его Духа. Христос есть урок, и мы должны познать Его; Он есть Учитель, и мы должны учиться у Него. Апостол утверждает, что надо переменить принципы, привычки и склонности души, прежде чем может иметь место спасительная перемена жизни. Необходим процесс освящения, включающий в себя два этапа: 1) отвержение образа жизни ветхого человека, т.е. испорченной природы. Это наша врожденная природа, мы вместе с собой принесли ее в этот мир. Она во всех детях Божьих ослабевает и увядает, как всякий старик. Если грех, живущий в душе, не умерщвляют, там она с каждым днем становится всё хуже. «В обольстительных похотях», т.к. греховные желания и наклонности – это обольстительные похоти. Они обещают человеку счастье, но делают его еще несчастнее. И если их не подавлять и не умерщвлять, то они приведут человека к погибели. Их следует отложить, как старую одежду, в которой мы стыдимся показаться людям, т.е. подавлять и умерщвлять их. Эти похоти господствовали над ними «при их прежнем образе жизни», в период их невозрожденного, неверующего состояния. 2) облачение в нового человека. Не достаточно избавиться от порочных принципов, необходимо быть под влиянием новых принципов, принципов благодати. Мы должны записать их в своем сердце. Не достаточно перестать делать зло, надо научиться делать добро. «Обновиться духом ума вашего», т.е. использовать предписанные Богом средства для того, чтобы более и более обновлять свой ум. «И облечься в нового человека». Под новым человеком подразумевается его новая природа. Она движима новым принципом, т.е. возрождающей благодатью, делающей человека способным вести новую жизнь. Жизнь праведную и святую, какой требует учение Христа. Этот новый человек «создан», или восстановлен силой Божьей «по Богу», т.е. по образу Бога. Утрата Адамом Божьего образа в душе была одновременно грехом и несчастьем человека в его падшем состоянии. Тогда как его сходство с Богом составляет красоту, славу и блаженство нового, восстановленного творения. «В праведности» в отношениях с людьми, включающей все обязанности второй скрижали Десятисловия. И «в святости» перед Богом, означающей искреннее послушание заповедям первой скрижали Десятисловия. «В святости истины», т.е. в истинной святости, в противоположность формальной, обрядовой святости. Нам повелевается стремиться к такой природе. Все верующие участвуют в этом процессе. Нужно только просить Бога, чтобы Он Святым Духом делал нас больше похожими на Него.
Когда композитор Джузеппе Верди (1813-1901) был молод, жажда одобрения стала залогом его успеха. Некий журналист писал: «Когда Верди поставил свою первую оперу, сам он во время премьеры стоял в тени и не сводил глаз с лица одного человека в зале – великого Россини. Для Верди не имело большого значения, будут ли зрители аплодировать или свистеть. Он хотел одного – улыбки одобрения великого Россини». От кого мы ищем одобрения? От родителей? От начальства? От любимого человека? Для ап. Павла существовал только один ответ. Он писал: 1Фес.2.4 «Мы (угождаем) не человекам, но Богу, испытующему сердца наши». Целью его и его помощников было угодить Богу, а не людям. Бог есть Бог истины, и Он требует истины в сердце. Если нам недостает искренности, то что бы мы ни делали, не сможем угодить Богу. Евангелие нас призывает умерщвлять порочные наклонности и покоряться вере. «Угождаем не человекам». Апостол сравнивает угождение Богу и людям как противоположные вещи. Из его слов следует, что люди, охотящиеся за людским благоволением, не служат Богу от сердца. У истинных верующих должно быть намерение трудиться для Бога и делать это от души, не для показухи. Они не будут стремиться угождать людям, т.е. не будут делать что-либо ради людского благоволения. Что значит искать Божьего одобрения? По меньшей мере, это отказаться от желания человеческой славы и позволить Святому Духу сделать нас больше похожими для Христа. Подчиняясь Его целям для нас и через нас, мы можем ожидать дня, когда увидим улыбку одобрения на лице Христа. На лице Того, Кто важнее всех.
Мальчику подарили маленького робота, и он занялся его программированием. Робот двигался по заданной траектории, останавливался, возвращался назад. Кроме того, он умел издавать разные записанные звуки. Но он делал только то, на что был запрограммирован. Создавая людей, Бог сотворил их по Своему образу и подобию. Это значит, что мы можем думать и принимать решения. Мы способны выбирать между добром и злом. И даже если непослушание Богу вошло у нас в привычку, наша жизнь может быть изменена кардинально. Когда ветхозаветные израильтяне отвернулись от Бога, Он послал к ним пророков. Пророк Иезекииль объявил им: Иез.18.30-31 «покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух. Зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь – и живите». Подобная перемена может начаться с единственного решения, вдохновленного на это Святым Духом.
Обращаясь к христианам, живущим в Коринфе, ап. Павел описал их прежний образ жизни как противоестественный и вредный для окружающих и самих себя (1Кор.6.9-10). Но во Христе они получили исцеление. Он напоминает коринфянам об изменениях, произведенных в них благодатью Божьей: 1Кор.6.11 «такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Греховное состояние человека до его обращения не является препятствием для его возрождения и примирения с Богом. Здесь имеет место риторическое изменение естественного порядка: «но освятились, но оправдались». Освящение упоминается прежде оправдания. Но имя Христа, Кем мы оправдываемся, стоит перед именем Святого Духа, Которым мы освящаемся. Наше оправдание обязано заслугам Христа, а наше освящение – работе Духа Святого. Но они действуют вместе. Никто не может быть очищен от вины греха и примириться с Богом через Иисуса Христа, если он не освящается одновременно Духом Святым. Апостол призывает их любить друг друга, быть терпеливыми и добрыми, не завидовать и не гордиться (1Кор.13).
Верующие имеют доступ к неограниченным духовным богатствам. 2Пет.1.3 «От божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостью». Мы должны признать Бога инициатором нашего призвания, так Он здесь представлен: «Призвавшего нас славою и благостью». Призвание представляется как дело славы и благости Бога. Обращение грешника – это слава Божьей силы. Через Христа Бог щедро снабжает верующих всем необходимым. Обращайтесь каждый день к источнику благодати и не будете иметь недостатка.
Мудрый царь Соломон знал, что жизнь среди людей может быть трудной. В Книге притч он сравнивает отношения между друзьями с заточкой металлических инструментов: Прит.27.17 «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего». Только тогда могут полностью раскрыться способности человека, когда он живет как существо социальное. Здесь подразумевается удовольствие и выгода, получаемые от беседы. Мудрый и полезный разговор делает острым ум людей. А те, которые имеют много знаний, благодаря совместным встречам могут углубить их. Благодати праведника становятся более действенными благодаря общению с благочестивыми. А страсти нечестивцев усиливаются от общения с себе подобными. Мы должны быть осторожны и смотреть, с кем общаемся, т.к. влияние общения велико. Этот стих направляет нас, на что мы должны обращать внимание при общении. Оно должно улучшать нас самих и других, не забирать у нас время и не вводить друг друга в заблуждение, а побуждать друг друга к добрым делам. В нашем символе веры тоже говорится об «общении святых».
Некий богослов так интерпретировал текст из гл.12 Послания к римлянам: «Пусть не увлечет вас мир своими понятиями, но пусть Бог преобразит ваш ум, чтобы вы могли на деле доказать, что Божий замысел о вас благ, удовлетворяет всем Его требованиям и ведет вас к зрелости». Эту мысль ап. Павел выразил так: Рим.12.2 «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная». Ум наш должен быть обновлен для Бога. Обращение и освящение – это процессы обновления, изменения состояния души. Это то же самое, что творение нового сердца и нового духа, новых вкусов и наклонностей. Помыслы очищаются, воля склоняется перед волей Божьей. Чувства делаются духовными, так что весь человек становится другим.
Боже и Отче! Просим, помоги нам действовать, руководствуясь новыми принципами и правилами, новыми целями. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Твой Дух обновляет и преображает нас. Просим, продолжай давать нам силу и мужество, чтобы находить покой в Тебе. Господь Иисус! Ты действуешь в мире и в нашей жизни. Просим, помоги нам с каждым днем становиться больше похожими на Тебя, оставляя прежнего позади себя. Слишком легко искать одобрения окружающих и желать их похвалы. Боже, просим, помоги нам поднять глаза к Тебе, к Тому, Кто знает нас лучше всех и любит больше всех. Дай нам новое сердце и новый дух, чтобы нечестие не было нам преткновением. Благодарим, что у Тебя есть всё, что нам нужно. Просим, прости нам пренебрежение Твоей силой и наши попытки справиться с трудностями своими стараниями. Управляй нашими устами. Пусть наши слова благословляют Тебя и окружающих. Просим, усовершенствуй нас для Твоей славы. Успокой и направь наш разум, пошли Твой мир в наше сердце и исполни нас Твоей волей. Ты Тот, Кто знает, что из нас получится. Благодарим, что изменяешь нас в образ, задуманный Тобой. Во имя Иисуса Христа. Аминь.