ПРОПОВЕДИ
Почему Иисус Христос покинул нас? (на Вознесение)
Деян.1.9 «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
Некий пастор пишет: «Мне в детстве нравилось думать о вознесении Христа. Я представил, как Он медленно поднимается над землей, раскинув руки и благословляя оставшихся внизу. Мне не давал покоя вопрос: почему Он вознесся вот так, а не просто взял и исчез, как не раз поступал после воскресения своего. Мне было интересно, куда же Христос улетел, и что Он там сейчас делает». Такие вопросы возникают у многих христиан. Многие церкви не уделяют достаточного внимания вознесению Господа Иисуса, хотя это событие имеет глубочайшее значение как искупительный акт. Оно отмечает момент величайшего возвышения Христа, предшествовавшего Его возвращению на Землю. В миг вознесения Христос был осиян славой Своей.
Лука в книге Деяний святых апостолов тщательно удостоверяет этот факт. Больше того, Сам Господь желал устранить всякие сомнения по его поводу, когда открыто восшел на небеса и всеми обстоятельствами засвидетельствовал правдивость Своего вознесения. Если бы Он исчез неожиданно, апостолы удивились бы и усомнились. Но теперь, стоя на открытом со всех сторон месте, они видели Того, с Кем жили три с половиной года, и Кого сейчас слушали, восходящим ввысь. Они следили за Ним своим взглядом, видели, как Его закрыло облако. И поэтому не имели повода усомниться в том, куда именно Он восшел. Кроме того, им явились ангелы, подтвердившие Его восшествие собственным свидетельством. Историю эту надо было описать столь тщательно ради нас. Чтобы мы знали, что Сын Божий, хотя нигде в мире и не видим, тем не менее, живет на небесах. То, что облако закрыло Его прежде, чем Он вошел в небесную славу, полагаем, для того произошло, чтобы апостолы, довольствовавшись своим, перестали искать большее. Вероятно, речь идет о «Шекхина» – облаке Божьей славы. «Шекхина» превосходит своим сиянием всякое обычное облако. Это зримое для людей проявление блистающей славы Божьей. Ум человеческий не настолько проницателен, чтобы подняться до высоты Христовой славы. Итак, да будет облако препятствием, обуздывающим нашу дерзость.
«Вознестись» означает «подняться наверх». Применительно к Христу термин «вознесение» приобретает гораздо более глубокий, богатый, особенный смысл. Вознесение Христа уникально. Оно превыше вознесения Еноха (4-й от Адама), взятого прямо на небеса. И превыше вознесения пророка Илии в огненной колеснице. Вознесение Иисуса связано с Его восхождением в особое место с особой целью. Он уходит к Отцу, чтобы воссесть одесную (по правую сторону) Его. Он возносится к престолу вселенского владычества. Иисус Христос уходит на небеса, чтобы принять высочайшую должность Царя Царей.
Мы люди, проклятые, духовно мертвые и погибшие сами по себе, мы ищем прощения грехов, жизни и спасения во Христе. Мы научены замечательными словами апостола Петра: Деян.4.12 «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». В самом деле, не случайно и не по желанию людей дано было им Имя Иисуса. Оно принесено с небес ангелом, вестником вечного и непреложного спасения. Ангел указал и на причину прихода на Землю Христа: чтобы спасти человеческий род, искупить его от грехов, быть нашим Спасителем. Искупление наше было бы неполным, если бы оно день за днем не вело нас к конечной цели – спасению. Поэтому мы не можем ни на йоту уклониться от Иисуса Христа и при этом не потерять спасения, ибо оно всецело заключено в Нем. Все, кто целиком не полагается на Него и не довольствуется Им, лишают себя благодати. Ни один человек, заглянув внутрь себя и добросовестно себя исследовав, не может не почувствовать, что Бог чужд ему и противостоит ему. Следовательно, он должен искать средства примириться с Ним, чтобы Бог не отомстил за презрение к Его величию. В Библии используется такое выражение: Бог был врагом людей, пока они не примирились с Ним смертью Иисуса Христа (Рим.5.10). Пока Иисус Христос не помог нам Своей смертью, в нас оставалось нечестие, заслуживающее возмущение Бога и проклятие в Его очах.
Итак, воскреснув, Иисус Христос вознесся на небо. Ибо, хотя Его прославление и возвеличение началось в воскресении, когда Он сбросил с Себя унизительные ограничения этой смертной жизни и бесчестие Креста, всё же по-настоящему Он утвердил свое владычество, взойдя на небо. В Библии сказано, что теперь Он пребывает с нами более действенным образом, чем тогда, когда жил на Земле, словно в тесной хижине. Сам Господь свидетельствует Своим ученикам: Ин.16.7 «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель (Святой Дух) не придет к вам». Он утешает их, сожалея, что они не могут вместить Его материального отсутствия. И Он говорит, что не оставит их сиротами, вновь придет к ним, но уже невидимый. И действительно, мы видим, насколько щедро излил Иисус Христос милости Своего Духа, насколько возвысил Он Своё величие и распространил Своё могущество, помогая верующим сокрушить врагов. Взятый на небо, Он скрылся от нашего вида в Своем теле, но не лишил ходящих по Земле верующих Своего присутствия, чтобы править миром посредством еще более действенной силы, чем прежде. В самом деле, Его обещание быть с нами до скончания века (Мф.28.20) исполнилось в вознесении, когда Его тело было возвышено выше всех небес. А Его сила и могущество распространились далее всех пределов неба и Земли.
В Библии находим, что Иисус Христос сидит одесную Бога Отца. Здесь очевидно уподобление монархам, чьи наместники, получившие задание управлять, как бы являются их заместителями. Так и Христос, Которого Отец пожелал возвысить и рукой Которого желает осуществлять Своё владычество, восседает одесную Отца. Под этим следует понимать, что Ему поручено быть Господом неба и Земли. И что Он торжественно принял их в Свое владение. Поэтому и говорит ап. Павел, что Отец посадил Его превыше всякого начальства и власти, и силы и господства и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главой Церкви (Еф.1.20, Флп.2.9). Эти слова означают, что все создания, как небесные, так и земные, чтят Его величие, управляются Его рукой, подчиняются Его воле и покоряются Его силе.
Отсюда проистекает многообразная польза для нашей веры. Ибо мы сознаем, что Своим вознесением на небо Господь Иисус раскрыл перед нами врата в него, затворенные Адамом. Ибо из того, что Он взошел на небо в человеческой плоти, т.е. как бы от нашего имени следует, что, как сказал апостол, мы некоторым образом уже восседаем с Ним на небесах (Еф.2.5-6). Т.е. имеем Христа не только в надежде, но уже обладаем Им как нашим Главой. Мы сознаем, что пребывание Его с Отцом – великое благо для нас. Ибо, войдя в нерукотворное святилище, Он пребывает там как наш Ходатай и Заступник (Евр.7.25, 9.11, Рим.8.34). Он Своим заступничеством открывает нам доступ к престолу Отца. Проявляя к нам милосердное великодушие, Он делает так, что Отец не будет к нам беспощаден, каковым Он должен бы быть к любым грешникам. В пребывании Христа с Отцом мы осознаем Его могущество, в котором заключены также наша сила, помощь нам и слава, какую мы имеем вопреки всем нападениям ада. Ибо, взойдя на небо, Он пленил всех врагов (Еф.4.8). Обезоружил их и каждый день продолжает обогащать Свой народ духовными дарами.
Иисус Христос, после вознесения на небо изливает на нас Свою силу, ободряет нас в духовной жизни, освящает Своим Духом, чтобы украсить Свою Церковь многочисленными духовными дарами. А также чтобы сохранить ее под Своей защитой вопреки всем злоключениям, подавить и расстроить силы всех ее врагов. С тех пор у служителей Христа есть достаточно знаков присутствия Его силы. Но, поскольку Его владычество еще скрыто в униженности человеческой плоти, то наша вера здесь, на Земле устремлена к Его зримому присутствию, которое будет явлено, когда Он придет второй раз. Он снизойдет зримым образом, в котором видели Его восходящим на небо (Деян.1.11). И предстанет перед всеми людьми в невыразимом величии Своего царского достоинства, в сиянии бессмертия, в беспредельной мощи Своей божественности, в окружении Своих ангелов. Нам заповедано ожидать нашего Искупителя. И не будет ни одного живого или мертвого, кто избежит Его суда.
Наше особенное утешение состоит в том, что, как мы слышали, власть судить дана Христу, Тому, кто повелел и нам вершить суд – как причастниками Его славы (Мф.19.28). Так что Он взошел на Свой престол отнюдь не для того, чтобы нас осудить. Как столь милостивый Владыка мог бы погубить Свой народ? И если ап. Павел осмеливается хвалиться, что никто не может его обвинить, ибо его защищает Христос (Рим.8.33), то тем более очевидно, что Христос, наш Заступник, не осудит нас. Не осудит, поскольку Он взял наше дело на Себя и обещал нас защищать. Это совсем не мало: быть уверенным, что мы не предстанем перед каким-либо иным судом, кроме суда нашего Искупителя, от которого ожидаем спасения. Тот, Кто сейчас в Своем Евангелии обещает нам вечное блаженство, исполнит Свое обещание.
Перечислим немного из того, что мы получаем в Иисусе Христе. Поскольку мы видим, что и наше спасение в целом, и все отдельные его части заключены во Христе, нам следует остерегаться полагать даже мельчайшую частицу его в каком-то или в чем-то ином. Если мы ищем спасения, то само имя Иисуса (Спаситель) должно научить нас, что оно в Нем. Если мы желаем даров Святого Духа – мы найдем их в Его помазании. Если ищем силы – она в Его владычестве. Если хотим милосердия и утешения – они в Его рождении, в котором Он уподобился нам, чтобы научить милосердию. Если нам нужно искупление – нам подают его страдания Христа. Его осуждением мы получаем оправдание. Если мы хотим, чтобы с нас было снято проклятие, мы достигаем этого благодаря Его Кресту. Наше очищение – в Его Крови, наше примирение с Богом – благодаря Ему. Умерщвление нашей плоти связано с Его смертью; обновление жизни – в Его воскресении, в котором нам дана надежда на бессмертие. Если мы ищем небесного наследия – оно обеспечено нам Его воскресением. Если ждем помощи и поддержки и изобилия всех благ – они в Его владычестве. Поскольку все блага и сокровища сокрыты в Иисусе Христе, то, чтобы насытиться, нам нужно черпать их в Нем, а не где-либо еще.
Боже! Просим, помоги нам чтить величие Господа Иисуса Христа, подчиняться Его правлению, отдавать Ему почести и покоряться Его власти. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за уход Господа Иисуса Христа из нашего мира, т.к. это неизмеримо лучше для нас, чем Его постоянное присутствие. Благодарим, что Его вознесение связано с Его восхождением в особое место с особой целью – чтобы воссесть одесную Бога Отца. Благодарим, что Он вознесся и для того, чтобы продолжить труд великого Первосвященника, чтобы стать нашим Ходатаем и Защитником. Благодарим, что Он изливает на Церковь Святой Дух, чтобы приобщить верующих к труду искупления, совершенного Им. Благодарим, что все блага сокрыты в Иисусе Христе. Аминь.